Понедельник, 13.05.2024, 22:04
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Поиск по сайту
Форма входа
Главная » 2012 » Сентябрь » 13 » Здесь зарождалась целая отрасль
13:31
Здесь зарождалась целая отрасль
В начале сентября работники Туймазинского нефтепроводного управления ОАО "Уралсибнефтепровод” отметили знаменательную дату – 65-летие со дня создания предприятия. Вместе с ними юбилей управления отпраздновали и остальные жители села, многие из которых, по сути, своими руками создавали нефтепроводную отрасль. Так что судьбоносные для экономики страны свершения берут начало и на субханкуловской земле. И сегодня мы перелистаем страницы истории этого предприятия, расскажем про день сегодняшний.

Это была народная стройка

В сентябре 1944 года скважина №100 Туймазинского месторождения  дала первый  фонтан девонской нефти. Интенсивный послевоенный рост объёмов нефтедобычи между Волгой и Уралом требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций. До этого времени небольшое количество угленосной нефти, добываемой около Туймазов, отгружали по железной дороге со станции Уруссу. Скважину использовали не на полную мощность, поскольку резервуарный парк и уруссинская наливная эстакада не могли полностью обеспечить отгрузку нефти.

10 апреля 1946 года у деревни Субханкулово в тяжелейших условиях  началось  строительство нефтепровода  «Туймазы – Уфа». Основной рабочей силой были измождённые работой в колхозах женщины, старики и дети. Копка траншей, сварка труб, нанесение антикоррозийной битумной изоляции линейной части нефтепровода велись вручную. Порой из-за нехватки лошадей в телеги запрягали коров. Трубы скатывали на дно траншеи деревянными шестами. Местные жители совершили настоящий подвиг – первая партия туймазинской нефти поступила на Уфимский крекинг-завод уже 3 сентября 1947 года. Эта дата и стала днём рождения системы магистральных нефтепроводов Урало-Сибирского региона. Цех нефтепровода «Туймазы – Уфа» был преобразован в Субханкуловское районное нефтепроводное управление, позже – в Туймазинское. Постепенно оно стало одним из самых крупных филиалов ОАО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени
Д. А Черняева».

Система – как единый организм

С 2009 года управлением, состоящим из 9 подразделений, где трудятся 966 работников, руководит Ильдар Гиндуллович Мухарямов. Коллектив, управляемый энергичным и грамотным руководителем, бесперебойно транспортирует нефть потребителям, ведёт огромную работу по недопущению техногенных инцидентов на своих объектах. А это – 1650 километров нефтепроводов в однониточном исполнении и 995 километров трассы, проходящей по территории 17 районов республики и двух районов Оренбургской области. Предельного жёсткого контроля требуют девять насосных станций, действующих в семи направлениях перекачки, осуществляемой 42 насосными агрегатами. Также эксплуатируются 43 подводных перехода протяжённостью 55 километров, 115 малых водотоков, 26 резервуаров общей ёмкостью 130 тысяч кубометров.

Управление принимает сырьё от ОАО «АНК «Башнефть» на пунктах приёма-сдачи нефти (ППСН) «Субханкулово», «Языково» и от ОАО «Оренбургнефть» на ППСН «Шкапово», а  затем  сдаёт  его  на заводы «Газпром нефтехим Салават» и «Орскнефтеоргсинтез». Такое огромное  и  сложное хозяйство требует от нефтяников напряжённой, системной работы.

За последние пять лет на линейной части устранено 876 дефектов. Произведена замена 144 километров труб, отремонтированы 12 резервуаров, на которых установлено современное оборудование, отвечающее последним экологическим и противопожарным требованиям. Приведены в нормативное состояние 260 объектов линейной части. Проведена большая работа по обслуживанию территории нефтеперекачивающих станций. В ближайшее время завершатся работы по текущему ремонту на 28 объектах, замене подземных переходов магистральных нефтепроводов через реку Чермасан (1,5 км). Меняются трубопроводы протяженностью 60 км на ЛПДС «Салават» и НПС «Мраково»  заканчивается капитальный ремонт  резервуара РВС-5000. В ближайшие 3 года будет выполняться сложная и затратная программа по замене более 500 км трубопроводов с подкладными кольцами (заменено уже 86 км трасс). Внедряются  мониторинг  автотранспортной техники на базе системы ГЛОНАСС и комплексы  инженерно-технических средств охраны на всех НПС.

 Сберегли профессионалов – сохранили «нефтянку»

ся молодёжи, которая приходит на предприятие. В подразделениях управления работает 21 молодой специалист. В нынешнем году сюда прибудут ещё шесть выпускников учебных заведений, прошедших обучение по договору с ОАО «Уралсибнефтепровод». Все они распределены по рабочим специальностям.

Специалисты инженерно-технического состава пишут научные работы с перспективой практического применения на производстве, которые потом обсуждаются на ежегодных научно-технических конференциях сначала в управлении, затем – на головном предприятии ОАО «Уралсибнефтепровод».

В прошлом году шесть молодых специалистов  стали победителями и призёрами научно-технической конференции: экономист финансово-экономического отдела С. Муталов, инженер метрологической службы А. Чистоступов, начальник участка базы производственного обслуживания
А. Чанышев, инженер по контрольно-измерительным приборам В. Жижакин, инженер по эксплуатации нефтепроводов И. Мухарямов, инженер-энергетик НПС «Шкапово» Р. Чанышев.

Совершенствуются профессиональные навыки и молодых рабочих, которые подтверждают свое мастерство на традиционных конкурсах «Лучший по профессии». Победители первого этапа, который проходит в стенах управления, направляются на состязания среди филиалов предприятия в Уфу. В прошлом году туймазинцы заняли I общекомандное место, и продолжили борьбу уже на состязаниях в ОАО «АК «Транснефть». Лидерами стали неоднократный победитель подобных соревнований электрогазосварщик А. Кривуляк (I место) и слесарь по ремонту технологических установок Р. Шакуров (3 место).

Более 300 опытных специалистов ТНУ приняли активное участие в строительстве, пуско-наладочных работах и запуске первой очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан в Иркутской области и Республике Саха Якутия.

Когда мы вместе с бывшим начальником ТНУ Фаридом Хафизовым рассматривали старые фотографии, он сходу поимённо называл запечатлённых на них сварщиков, руководителей, подробно описывал события, будто они произошли вчера.

– Я работал при Альберте Ахметовиче  Ханнанове, возглавлявшем ТРНУ с 1983 по 1997 годы, – вспоминает Фарид Фахразетдинович. – Этот человек всего себя отдал родному предприятию, посвятил работе в ОАО «Уралсибнефтепровод»  более тридцати лет. Обладатель множества наград, среди которых медаль «За доблестный труд», звание «Заслуженный нефтяник БАССР». Его помнят как человечного,  рассудительного руководителя, (кстати, в марте нынешнего года ему исполнилось 75 лет). При нём в плане модернизации было сделано много.

Моя трудовая биография началась в 1969 году. После обучения на инженера-механика меня направили в республику Коми на Ухтинское газоконденсатное месторождение – газопровод «Северное сияние».

Три года жили в вагончике. Как бы зимой ни топили  его  углём, к утру волосы все равно примерзали к стенке. После напряжённой работы еле ноги волочили и просто падали на койки. Весной лица распухали от мошкары. Сельские ребята адаптировались быстрее. Городские, отгоняя комаров от кровавых мозолей, поначалу с ужасом вопрошали: «Куда же мы попали?». И уехать было нельзя – послевузовское направление имело силу закона. Но постепенно привыкли, и нам стала нравиться эта походно-полевая жизнь, сплачивавшая очень разных людей», — поведал Ф. Хафизов.

Два года дипломированный инженер, уже прошедший практику в «Туймазанефти», Татарстане, на свердловском «Уралмаше», «отпахал» в тайге слесарем по обслуживанию насосов, затем – механиком. Позже его назначали мастером аварийных работ, помощником начальника цеха, а затем – старшим инженером.

В 1972 году Фарид Фахразетдинович пришел мастером НПС в Туймазинское РНУ. Через некоторое время его назначили старшим инженером. Началось строительство новых объектов, процесс транспортировки модернизировался и усложнялся. Хафизову поставили задачу организовать работу его подразделения, с которой он справился.

«Первой ласточкой» стал пуск в эксплуатацию нефтепровода «Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск». Немало бессонных ночей провёл молодой инженер, делая ревизию оборудования, готовя документацию. Испытывали трубопровод, наполняя водой, проверяя на соответствие всем параметрам. В декабре под новый 1973  год «нитку» успешно запустили.

 В 1974 году началось строительство НПС № 5 в Субханкулово, которая в дальнейшем перекачивала углеводороды по нефтепроводу «Дружба» в Европу. Одними дежурными диспетчерами было уже не обойтись. Требовалась специальная служба, которая взяла бы на себя ответственность по контролю за перекачкой нефти и эксплуатацией резервуаров, трубопроводов, подводных  переходов. Ею стал созданный в управлении производственно-технический отдел, который возглавил Фарид Фахразетдинович.

– Ответственность и напряжение были огромными, – говорит он. – Вся команда жила при круглосуточно включенных рациях. Сложным, но интересным было внедрение инноваций. Так, мы впервые изготовили по чертежам и установили в резервуарах чугунные головки для размыва донных парафиновых отложений. Увеличилась полезная площадь резервуаров.

К 1983 году с освоением месторождений Восточной Сибири пик годовой добычи нефти в стране составлял около 630 миллионов тонн. Годовой объём перекачки только через наше управление – 230 миллионов тонн. С распадом СССР через наше управление перекачивалось не более 70 миллионов тонн в год. Для нефтепроводной системы начались времена нелёгких испытаний. Однако в республике в результате грамотного применения новых методов в местной нефтедобыче, сохранения её объёмов удалось сберечь нефтепроводные управления, материальную, учебную базы. Главное – не растеряли профессионалов. Подняли на новый уровень социальные гарантии. Многие нефтепроводчики не пожалели, что остались верными профессии.

С 1983 года Хафизов работал заместителем начальника по строительству, по перекачке нефти, главным инженером, а в 2005 году стал начальником управления.

Младшие Хафизовы – все в отца, тоже окончили вузы и руководят подразделениями в нефтяной отрасли.

http://www.tuvest.ru/news_detail.php?ID=6763&sphrase_id=9659
Просмотров: 1355 | Добавил: Bor
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: